суббота, 21 марта 2009 г.

M.I.A.


Официально ее зовут Матанги Арулпрагасам (Mathangi Arulpragasam).Одна из самых знаменитых представительниц национального меньшинства тамилов – хип-хопперша MIA, вокалистка, композитор, поэт, рекординговый продюсер, художница, дизайнер, сценарист и режиссер. А ещё модник всем модникам!!!
Только в 11 лет Майа начала учить английский язык. Вместе с языком в ее жизни появилась и западная музыка – сначала это были музыкальные программы, которые ее соседи слушали по радио. Ее симпатии сразу оказались на стороне рэпа и хип-хопа. Среди первых музыкальных увлечений – Public Enemy, Big Daddy Kane, Roxanne Shante, N.W.A. До этого она слушала только индийские традиционные песни и мелодии из индийских фильмов.

Но прежде чем музыка заняла прочное место в ее жизни, Майа собиралась посвятить себя изобразительному искусству. После школы она поступила в колледж искусств и дизайна, где изучала живопись, кино и видео. Ее интересовали современные формы художественного творчества. В 2001 году 23-летняя Матанги Арулпрагасам подготовила первую персональную выставку. В торговом зале “Euphoria Shop” в Лондоне выставлялись ее кричаще яркие работы, выполненные с помощью распылителей или шаблонов и посвященные освободительному движению тамилов. Экспозиция номинировалась на художественную премию Alternative Turner Prize. Каталог выставки вышел отдельной книгой с единственным словом на обложке – “M.I.A.”. Missing in Action – так сама артистка расшифровывала эту аббревиатуру. Пропавший в бою – так они с матерью нередко думали об отце.

От матери-швеи MIA унаследовала любовь к нарядной одежде. В колледже эта детская любовь переросла в увлечение текстилем, модными аксессуарами, дизайном. Девушка сама придумывала и шила себе костюмы.
В музыкальны кругах MIA начала вращаться с легкой руки Джастин Фришмен (Justine Frischmann), лид-вокалистки группы Elastica, которая предложила ей сделать обложку и буклет для второго альбома “The Menace” (2000). Им так хорошо работалось вместе, что MIA в конце концов отправилась с музыкантами в большое американское турне, проехав с ними по сорока штатам. По ходу тура MIA снимала документальный фильм о гастролях. По окончании тура группа доверила ей съемки клипа на сингл “Mad Dog Dog Dam”.
Во время тура девушка подружилась с Пичис (Peaches), канадской артисткой, которая выступала на разогреве у Elastica. Пичис познакомила ее с синтезатором и разожгла в ней интерес к чуть ли не единственной форме искусства, в которой она еще себя не пробовала – к музыке. Семя упало на благодатную почву. MIA настолько увлеклась этой “игрушкой”, что по возвращении в Лондон записала шесть песен собственного сочинения, воспользовавшись домашним магнитофоном, стареньким синтезатором и радиомикрофоном.
Демо-диск с ее “пробами пера” включал два ее самых первых композиторских опыта – песни “M.I.A.” и “Galang”. Диск начал курсировать в интернете, вызвав оживленный интерес в андеграундных кругах. В конце концов нашлись и издатели. Лейбл Showbiz Records выпустил виниловый сингл “Galang” смешным тиражом 500 экземпляров, но этого оказалось достаточно, чтобы привлечь внимание лондонских ди-джеев.

Так, мало помалу, сама о том не подозревая, MIA превратилась в весьма популярную в интернете персону. Не имея никакого концертного опыта, ни разу не представив на сцене свою сочную смесь электроники, этники и танцевальных ритмов, она уже оказалась объектом столкновения интересов нескольких рекорд-лейблов. В напряженной борьбе за перспективную артистку победила компания XL Recordings, родной дом для Basement Jaxx, White Stripes и английского рэппера Dizzee Rascal. Это был единственный лейбл, который гарантировал ей полную свободу творчества и возможность контролировать процесс записи, к тому же офис компании находился рядом с ее домом.
В 2004 году в Европе и Северной Америке был снова переиздан сингл “Galang”, на этот раз вполне достойным тиражом, достаточным для того, чтобы засветиться в поп-чартах Великобритании и Канады. Идею клипа на песню “Galang” предложила сама MIA, она же выступила и художником-постановщиком видео. Артистка предстала в кадре в окружении своих рисунков и граффити, которые по сюжету начинают жить самостоятельной жизнью. Клип для второго сингла “Sunshowers” (лето 2004), рассказывающего о партизанской войне в Шри-Ланке, снимался в джунглях на юге Индии.
В декабре 2004, подогревая аппетиты меломанов перед выходом дебютного альбома артистки, появился еще один диск – “Piracy Funds Terrorism”, альбом миксов, который МИА подготовила на пару с лондонским ди-джеем Дипло (Diplo) и приглашенными рэперами и музыкантами, используя в качестве сырья для ремиксерских экспериментов треки со своего первого альбома.

Полноформатный дебют артистки, названный “Arular” (под этим именем знали ее отца среди тамильских политиков и военных), был практически готов в сентябре 2004 года, но по разным причинам релиз несколько раз откладывался. В феврале 2005 MIA дебютировала перед американской публикой, сыграв два клубных концерта в Торонто и Нью-Йорке. По словам очевидцев, реакция публики была феноменальной. Люди собрались абсолютно разные, но почти все знали слова песен и подпевали артистке во время концерта.
Наконец в марте 2005 года ее первенец “Arular” вышел в мировое музыкальное пространство. Экспериментируя со стилями, используя разную звуковую фактуру, сочетая дерзкие ритмы и эмбиентный антураж, MIA, выступившая соавтором и сопродюсером записи, подготовила впечатляющий дебют. Критики были в восторге, отмечая широту ее интересов и зрелую социальную позицию. В своих текстах MIA, чей жизненный опыт разительно отличал ее от большинства благополучных сверстников, затрагивала темы революционной борьбы, войны, бедности, национальной идентичности, положения рабочих в Великобритании.

Эксперимент по совмещению несовместимого меломаны восприняли с энтузиазмом. Наглядное тому подтверждение – первый промо-тур MIA в поддержку альбома “Arular”. Начав с клубов по обе стороны Атлантики, вскоре она перенесла шоу в концертные залы, а затем и на площадки крупнейших фестивалей – Coachella, Blue Festival, Summer Sonic Fest, Ридинг и Гластонбери.
Не заставило себя долго ждать и официальное признание. Имя MIA фигурировало в числе номинантов 2005 года на престижные премии Mercury Music Prize, Q Awards, Shortlist Music Prize. Многие музыкальные издания включили “Arular” в список лучших релизов 2005 года, а обозреватели журналов “Spin” и “URB” назвали MIA артисткой №1. Этот успешный год MIA завершила выступлениями на разогреве у Гвен Стефани (Gwen Stefani) в рамках ее тура Harajuku Lovers и проехала по Австралии вместе с остальными участниками передвижного фестиваля Big Day Out.

Если дебютная работа MIA была названа в честь ее отца, то второй альбом она назвала в честь матери – “Kala”. Студийные сессии стартовали в 2006 году, но записываться в Штатах, как планировалось, у артистки получилось не сразу. Во-первых, вмешалась американская цензура, недовольная ее резкими политическими заявлениями, во-вторых, возникли проблемы с получением американской визы. За впечатлениями и оригинальным материалом MIA отправилась в дальнюю дорогу, объехав Индию, Тринидад, Либерию, Ямайку, Австралию, Японию и, наконец, все-таки попав в Штаты.
Несколько ее новых записей вскоре появились в интернете, где пользовались неизменной популярностью, подогревая интерес к будущему лонг-плею. Заметное оживление в музыкальных кругах вызвало интервью певицы, в котором она категорически возражала журналистам, приписавшим успех ее дебюта соавторам – ди-джею Дипло и другим музыкантам. MIA заявила, что большая часть альбома была готова еще до знакомства с ними.
Когда в августе 2007 диск “Kala” появился в продаже, он не нуждался в дополнительной рекламе. Тор 20 в США и Канаде, 22 строка в общемировом чарте – достойный результат для исполнительницы, которая никогда не стремилась к лидерству на поп-сцене. Не добивалась она и официального признания, оно пришло само собой. Альбом принес ей номинации на премии Q Awards, Shortlist Music Prize, Independent Music Awards (Канада). Журналы “Rolling Stone” и “Blender” назвали “Kala” лучшим альбомом 2007 года.

В мае M.I.A. вышла замуж за Benjamin Bronfman гитариста группы Exit. А уже 11 февраля родила мальчика. Ребенок родился сразу через 2 дня,после выступления M.I.A. на Grammy Awards.

0 коммент.:

Отправить комментарий